• 4 461 единиц Fiat 132p "собран" на FSO
  • Комфортный, просторный, с хорошими характеристиками и даже хорошим искусством не стоит целого состояния - можете ли вы хотеть большего от классического автомобиля старше 40 лет?
  • С точки зрения коллекционера, копии из FSO более ценны в Польше, потому что очень немногие были представлены в течение 7 лет

В начале 1973 года Pol-Mot (то есть внешнеторговая компания, занимающаяся, в частности, продажей польских автомобилей за рубежом) подписала контракт с Fiat на сборку в FSO некоторых автомобилей итальянской компании, предназначенных для внутреннего польского рынка. В случае модели 132 было даже сложно говорить о сборке - на готовом автомобиле, отправленном из Италии, эмблемы, дворники, аккумулятор и автомобиль были готовы подарить счастливому покупателю.

Метод покупки нового Fiat 132p является прекрасным примером шизофрении системы, преобладавшей в 1970-х годах в Польше. Оставим в стороне вопросы с ваучерами и поручениями (это было просто абсурдно!) И посмотрим на саму покупку: с одной стороны, государство продавало этот автомобиль только за доллары или другие конвертируемые валюты, с другой - валюта могла принадлежать, но официально ее нельзя было покупать , В банке (только в Пекао) частные лица могли иметь валютный счет для кассового аппарата, чье происхождение они могли документировать, а для того, чье происхождение ... они не могли документировать.

Какой? Украденные? Власти знали о том, что существует черный валютный рынок, и, с одной стороны, официально боролись с ним, с другой - они хотели получить как можно больше этих денег, потому что плановая экономика Польской Народной Республики не была самодостаточной, и на Западе покупалось много товаров и сырья. На практике это выглядело так, будто любой, кто в 1973 году имел головокружительную сумму в 3000 долларов в то время (что эквивалентно хорошей квартире в Варшаве), мог стать владельцем Fiat 132p.

Вопреки видимости, таких людей было не так мало, и мелкие предприниматели (ремесленники, садоводы, мелкие производители), которых тогда презрительно называли частниками, чтобы купить 127p, 131p или самые дорогие и самые эксклюзивные 132p, подсказали еще одну вещь: польские автомобили не были включены в собственность эти люди. И это было очень важно, потому что, если он превысил 700 000 злотых, налоговый инспектор мог наложить на так называемого так называемого преступника составить, то есть дополнительный налог, практически любую сумму (было принято авторитарное решение).

Все, кто был богаче, чтобы не попадаться на глаза властям, выбрали польский Fiat. Я конечно не пожалел об этом, потому что с точки зрения вождения 132p является одним из самых удобных лимузинов в свое время. С точки зрения выбора неравенства, этот автомобиль не имеет себе равных (конечно, мы оставляем Citroën с гидропневматикой в ​​другом классе).

Большой ход подвески и мягкие пружины, с одной стороны, являются отличной компенсацией за неровные неровности и благо на слабых польских дорогах, с другой - автомобиль явно наклоняется на поворотах, что дополнительно усиливается мягкими, но совершенно бесформенными сиденьями. В первом поколении, ни сзади, ни спереди вы не найдете стабилизаторов, которые в этих наклоненных кузовах могли бы внести некоторый покой. По сути, это имело смысл: это должно быть удобно? Пусть будет так и давайте не будем делать вид, что наша машина может одновременно мчаться на wertepach и побивать рекорды круга на трассе.

Фото: Адам Микула / Авто Мир
Polski Fiat 132p - для товарищей и каперов

Журналисты из западной автомобильной прессы, тестировавшие 132 более 40 лет назад, немного поняли этот факт, конечно, быстро объяснив причину своих дилемм - великолепных, энергично вращающихся двигателей, которые сделали 132 действительно динамичным автомобилем. Основной вариант имел под капотом 1,6-литровый двигатель с 98 л.с., а машины, установленные в FSO, были в основном 1,8 единиц с 105 л.с. Вне емкости (у более крупного двигателя были поршни диаметром 84 мм и 1,6 - 80 мм) оба узла были практически идентичны.

Итальянцы не смогли отреагировать на критику, тем более что изначально результаты продаж оказались ниже ожиданий. Для этого они сделали это очень быстро, потому что так называемые Вторая серия «132-х» была представлена ​​в 1974 году. В дополнение к стилистическим изменениям (включая другие задние и боковые окна и фонари), были изменены характеристики подвески, а также системы рулевого управления, что в версии без дополнительной поддержки требовало довольно большой нагрузки.

Вернемся к нашему фото Fiat, которое покинуло FSO в 1973 году. Почему у машины нет польских эмблем? Это также знак тех времен. Один из нынешних владельцев заменил их на оригинальные автомобили Fiat - это было просто более ... престижно. Конечно, возврат к оригиналу возможен в любое время, тем более что польские автомобильные эмблемы сохранились. Кроме того, под капотом, на переднем фартуке у радиатора, есть табличка с фамилией, указывающая, что автомобиль принадлежит FSO.

Много лет назад нынешний владелец - Павел Петржик из Варшавы - прошел капитальный ремонт, как механический, так и металлический. Машина была полностью разложена, состояние всех деталей было проверено, а то, что нужно было, конечно, было заменено или отремонтировано. Жестянщик с лаком, очевидно, знал свою работу, потому что, несмотря на прошедшие годы, мы не обнаружили коррозии на машине.

Фото: Адам Микула / Авто Мир
Polski Fiat 132p - для товарищей и каперов

Поскольку покупка неповрежденных оригинальных сидений Fiat оказалась невозможной, было решено сшить кожаную обивку для автомобиля. Происходящая в ароматной натуральной коже Fiat 132 еще больше усиливает впечатление роскоши, что в 1973 году означало, среди прочего Двигатель 105 л.с. под капотом и ... деревянная отделка приборной панели.

Fiat 132 - плюсы и минусы

Комфортный, просторный, с хорошими характеристиками и даже хорошим искусством не стоит целого состояния - можете ли вы хотеть большего от классического автомобиля старше 40 лет? Если усилитель руля включен, Fiat 132 можно успешно использовать каждый день. Кроме того, автомобили, которые использовались в Польше в 70-х и 80-х годах, по большей части уже вымерли, потому что защита от коррозии не была сильной стороной Fiats того периода.

И как только кузов подвергся коррозии, всегда возникали стремления к силовым агрегатам (особенно двигателям 1.8 и 2.0), которые «жили» в дальнейшем, установлены на Fiat 125p и Polonez. Двигатели Fiat DOHC очень удобны в эксплуатации - в отличие от двигателя OHV 125p, коленчатый вал имеет пять подшипников. Это, однако, не означает, что они вечны - неправильное или слишком редко замененное масло вызвало износ кулачков распределительных валов.

Fiat 132 - запчасти

К сожалению, Fiat не на что рассчитывать, поскольку компания не поддерживает владельцев старых запчастей. Тем не менее, нет никаких серьезных проблем с механическими компонентами, потому что 132 и Argenta, полученные из него, были произведены в течение очень долгого времени (1972-85), так что вы найдете расходные материалы и использованные детали кузова (маски, двери) на аукционах. Цены умеренные. Хуже с внутренней отделкой и аксессуарами (например, со значком 132p или оригинальным рулевым колесом). Во многих случаях будет необходимо искать в Италии, потому что там поставки запчастей все еще хороши.

Fiat 132 - рыночная ситуация

Мы не смогли поразить национальную рекламу на Fiat 132p. На аукционах мы обнаружили два 132: первый с двигателем 1.6 1976 года (так называемая вторая серия) и Fiat-Puch 132, собранный в Австрии, с двигателем 1.8 1972 года. Обе машины на фотографиях выглядят безупречно, первая стоит 32 000 злотых, вторая - 33 900 злотых.

Согласно прайс-листу German Classic Data, для Fiat 132 с двигателем 1.6 в 2-х условиях (что соответствует состоянию обычно используемого 2- или 3-летнего автомобиля) вы должны заплатить 4900 евро (около 21 000 злотых), а за автомобиль «только один» (т.е. идеально). ) - около 34 000 злотых. Версии с установленным позднее 2-литровым двигателем составляют не менее 10-15 процентов. более дорогой. На итальянском рекламном портале subito.it мы нашли 12 автомобилей разных периодов производства. Цены от 2850 до 6800 евро. За последние пять лет в Западной Европе цены на Fiat 132 выросли незначительно (примерно на 5%).

Fiat 132 - мы рекомендуем

С точки зрения коллекционера, копии из FSO являются более ценными в Польше, потому что за 7 лет их было «представлено» очень мало - менее 4,5 тысячи. шт. Неизвестно, сколько их было в первой серии (с июля 1973 года в Жеране было выпущено всего 500 экземпляров), но, учитывая, что с 1974 года Fiat уже выпустил вариант Mk II, мы так не думаем. Поэтому стоит поискать Fiats со значком "p". Но помните, что независимо от эмблем, Fiat 132 не является и, вероятно, не будет «умозрительной» классикой, потому что цены очень стабильны.